Обратиться

Организация альтернативной гражданской службы в Санкт-Петербурге

Поделиться:
Распечатать

Организация альтернативной гражданской службы (АГС) осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти – Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), Министерством обороны Российской Федерации (Минобороны России), Федеральной службой по труду и занятости (Роструд), заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;
  • ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;
  • направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;
  • ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

  • представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
  • заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;
  • организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;
  • контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные в направлении граждан для прохождения АГС в подведомственные им организации, ежегодно до 1 января представляют предложения в Федеральную службу по труду и занятости.

Предварительно Роструд рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и проводит работу по формированию перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, а также организаций, в которых предусмотрено ее прохождение (Перечни) в соответствии с критериями и приоритетами разработки Перечней, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России.

Предложения должны содержать:

  • сведения о видах работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС;
  • перечни организаций, где предполагается предусмотреть прохождение АГС;
  • сведения о количестве граждан, которые могут быть приняты в организации для прохождения АГС, с указанием специальности, квалификации или должности, а также характеристики условий труда и режима труда и отдыха в этих организациях;
  • сведения об условиях размещения и бытового обслуживания граждан по месту прохождения ими АГС.

Минтруд России по согласованию с Минобороны России ежегодно утверждает Перечни на текущий год.

В Санкт-Петербурге Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (Комитет) проводит работу по подготовке предложений органов исполнительной власти Санкт-Петербурга для формирования Перечней на предстоящий год. Предложения рассматриваются на Межведомственной комиссии и направляются в Роструд.

Приоритетом для прохождения АГС в Санкт-Петербурге является социальная сфера и здравоохранение. Наибольшее количество рабочих мест предоставляют больницы и социальные учреждения по профессии «санитарка-мойщица».

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Место прохождения АГС каждому гражданину определяет Роструд.При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

На практике граждане проходят АГС, как правило, на территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Решение о направлении гражданина на АГС, признанного по результатам медицинского освидетельствования годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, принимает призывная комиссия в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву на АГС при отсутствии оснований для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В состав призывной комиссии в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы, включается представитель соответствующего органа службы занятости населения (статья 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Направление гражданина на АГС осуществляется Военным комиссариатом в соответствии с приказом Роструда об утверждении Плана направления граждан на АГС на текущий призывной период.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, направленных для её прохождения после 1 января 2008 года, составляет:

  • 21 месяц - для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных Федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • 18 месяцев - для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

  • прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
  • время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
  • время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им социальные гарантии и компенсации:

  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными законами;
  • гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности;
  • время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности;
  • время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях;
  • время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на социальные гарантии и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения;
  • указанным гражданам предоставляются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время);
  • гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы;
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу:

  • продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда;
  • организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают (при наличии общежития);
  • обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ;
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;
  • соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

  • отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;
  • занимать руководящие должности;
  • участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
  • совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
  • покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
  • прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
  • оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.